Конференция об образовании в современной экономике

КОММЮНИКЕ ПО ИТОГАМ КОНФЕРЕНЦИИ #ВДЕЛЕ 2024


В ходе конференции эксперты предложили свои ответы на один из наиболее острых вызовов, стоящих сегодня перед обществом: рассинхронизация рынка труда и системы образования.


На открывающей пленарной дискуссии была представлена презентация результатов исследования лучших практик по теме национального скиллинга (компетентностей) от Комитета РСПП по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профессиональной ориентации. В рамках презентации был предложен краткий анализ:

  • механизмов, позволяющих наиболее эффективно преодолевать разрывы в подготовке востребованных рынком труда кадров в различных регионах мира;
  • мер стимулирования, направленных на трансформацию национальных систем подготовки кадров;
  • спектра ключевых стейкхолдеров национальных систем скиллинга;
  • инструментов оценки эффективности, принимаемых государствами и квазигосударственными институтами мер для преодоления разрывов на национальных рынках труда.
Участниками дискуссии выступили Александр Бугаев, первый заместитель министра просвещения РФ, Андрей Комаров, предприниматель, социальный инвестор, инициатор создания инновационного практико-ориентированного образовательного кластера на территории ИЦ «Сколково», председатель комитета РСПП по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профессиональной ориентации, Игорь Нечаев, председатель Совета директоров АО МХК «ЕвроХим», Дмитрий Шишкин, директор Административного департамента Госкорпорации «Роскосмос», Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета, Дмитрий Белоусов, руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов, ЦМАКП, Сергей Капков, основатель «Московского центра урбанистики» при экономическом факультете МГУ им. Ломоносова, Дарья Козлова, первый проректор Университета ИТМО, Директор по образованию Яндекса, руководитель образовательных сервисов «Яндекса», Олеся Волох, директор по научным исследованиям, изучению питания и развитию направления заквасочных культур компании Health&Nutrition (ex-Danone) и Энговатова Александра, руководитель аналитического отдела комитета РСПП по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профессиональной ориентации.

Спикеры пленарной дискуссии подтвердили востребованность перехода от профессий и групп специальностей как единиц измерения рынка труда к компетенциям. Именно компетентностная карта современного специалиста становится сегодня базовым уровнем характеристики портрета современного специалиста, способным обеспечить синхронизацию индустриальных запросов и образовательной политики на национальном рынке труда.

Как отметил в ходе дискуссии Андрей Комаров, проект «Профессионалитет» стал очень успешным пилотом для всей системы образования нашей страны, который показал возможность институализировать в России практики прямого взаимодействия реального сектора экономики в лице работодателей и системы подготовки кадров.

Впервые на современном этапе развития российского образования было на практике доказано, что существуют механизмы, которые обеспечивают эффективное, устойчивое взаимодействие работодателей и системы образования с целью формирования модели востребованного специалиста. В основе этого механизма - компетентностная карта будущего специалиста, то есть знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать у него. Ровно эта же идеология лежит в основании национальных моделей компетентностей (скиллинга) - просто масштаб там совсем иной, это масштаб всей системы образования, от детского сада до программ повышения квалификации.

Андрей Комаров подтвердил готовность Комитета поддерживать развитие в
России национальной модели компетентностей, анализировать лучший международный опыт, искать пути его адаптации, институционализации в России, выступать точкой сборки лучших, в том числе, именно отечественных практик.

В рамках паблик-тока, участниками которого выступили Андрей Комаров и Дарья Козлова, дискуссия развернулась вокруг ответов игроков реального сектора экономики на вызовы значительного запаздывания в восприятии системы образования сигналов от бизнеса. Дарья Козлова рассказала о подходах Яндекса к решению этой проблемы, поделилась, по какой причине подход непрерывного обучения внутри компании сегодня не всегда дает желаемый результат в лице «идеального работника», и как бизнес видит роль системы образования в подготовке современного специалиста, когда период актуальности навыков сокращается до 3-5 лет. Андрей Комаров рассказал о новой инновационной частной школе «СКОЛКА» - проекте, учредителем которого он выступил. Проект Школы дает старт экосистеме практико-ориентированного обучения на территории ИЦ «Сколково». Цель формируемой вокруг школы экосистемы - задать новый вектор развития системы образования, в основе которого - практико-ориентированный подход к образовательному процессу, то есть активное участие индустриальных партнеров в процессе обучения. Переход образовательных организаций на эту модель обучения станет важным шагом на пути развития национальной модели компетентностей, в рамках которой образовательные организации и компании реального сектора экономики начинают действовать в одной прозрачной и понятной всем системе координат.
В ходе трех интерактивных отраслевых секций по трекам Биотехнологий, ИИ и Космоса - индустрий, обеспечивающих технологический суверенитет нашей страны - участники, среди которых ученые, практики и визионеры от индустрий и научного сообщества, совместно проектировали контуры карт развития этих индустрий на горизонте 5-10 лет, обсуждали задачи, стоящие перед российскими компаниями в рамках этих карт, а также предлагали видение сборки компетентностных карт специалистов уровня junior.

На финальном мероприятии конференции, завершающей пленарной дискуссии, модератором которой выступил директор Московского Международного Салона Образования Максим Казарновский, были представлены сборки компетентностных карт специалистов, выходящих на рынок труда и желающих профессионально развиваться в индустриях Биотехнологий, ИИ и Космоса. Участники дискуссии, среди которых директор Инновационной частной школы «СКОЛКА» Дмитрий Фишбейн, ректор Московской школы управления СКОЛКОВО Александр Ким, профессор Московской школы управления СКОЛКОВО, генеральный директор Национального ESG Альянса Андрей Шаронов, основатель и генеральный директор компании Цифриум, основатель онлайн-школы «Фоксфорд» и сооснователь университета онлайн-профессий «Нетология-групп» Алексей Половинкин и руководитель направления образовательных программ Центра трансформации образования МШУ СКОЛКОВО, директор программы «Шаг развития школы» Ольга Немирович, согласились с тем, что именно компетентностная карта специалиста уровня junior может быть той самой «точкой сборки», местом синхронизации рынка труда и системы образования, который равно понятен и хорошо воспринимаем как представителями системы образования, так и представителями реального сектора экономики. Алексей Половинкин подтвердил наличие определенного «сквозного гена навыков» современного специалиста, который включает, например, такие скиллы, как навыки работы с ИИ, распознавание дезинформации, навыки сотрудничества в командах в рамках удаленных и гибридных форматов, навыки цифровой культуры, осознанного потребления цифрового контента, навыки цифровой эмпатии и межкультурной чувствительности.

Дмитрий Фишбейн, директор школы «СКОЛКА», поделился своим видением имплементации компетентностного подхода к обучению в российской системе общего и дополнительного образования. Он рассказал, каким образом практико-ориентированные форматы обучения будут реализовываться на площадке школы уже в этом году и как в образовательный процесс будут встраиваются индустриальные партнеры - важнейшие стейкхолдеры экосистемы образования школы. Представители индустрий - Михаил Степнов, руководитель R&D-центра МТС Big Data, директор по данным МТС Travel, Александр Резник, врач-генетик, Хадасса и Валерия Матюхина, ех-СЕО и создатель «СберТройки» - поддержали подход компетентностных моделей как «точку сборки», отвечающий запросам на подготовку кадров реального сектора экономики.

Завершая конференцию, модератор дискуссии Максим Казарновский призвал участников присоединяться к формированию национальной модели компетентностей (скиллинга) в России. Он отметил, что компетентностный подход к подготовке современного специалиста является единственно верным ответом на вызов рассинхронизации рынка труда и системы образования в стремительно меняющемся мире и будет способствовать достижению национальных целей до 2030 г., прежде всего, по обеспечению к 2030 году функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100% обучающихся.
Это то будущее, которое все мы должны создавать, вместе.