Мы, участники III международной конференции #ВДЕЛЕ 2025, заявляем о совместно выработанных позициях и намерениях, которые определяют наше видение развития образования.
Мы обсудили грамотность будущего как совокупность компетенций, установок и навыков, необходимых для жизни и работы в условиях неопределенности. Делились визионерскими сценариями и стратегиями развития образования до 2050 года.
Мы убеждены: образование будущего требует нового взгляда на роль учителя и ученика, смыслы и цели обучения, образовательную среду, содержание и методы преподавания, системы оценки результатов, а также на модель взаимодействия образовательного сообщества с индустриями.
1. Образование раннего возраста: с игры начинается будущее
Обучение в дошкольном возрасте должно опираться на игру как основной способ познания. Ключевой принцип — потенциалоцентричность: мы видим в каждом ребенке уникальные возможности, которые нужно раскрывать в безопасной, стимулирующей и экологичной среде. Педагог раннего возраста — это не носитель инструкций, а соавтор, партнер и проводник в мир открытий, который помогает детям проявлять инициативу и любознательность.
2. Школа как пространство выбора и поддержки
Школа будущего должна сохранить социальную и культурную функцию, стать пространством персонализированного образования. Ученик проживает персонализированный образовательный опыт, выбирая собственную траекторию в соответствии со своими интересами и темпом. Технологии в школе не подменяют педагога, а усиливают процесс обучения, позволяя сделать его гибким по времени, месту и формату. Школа становится навигатором и сборщиком смыслов, а не только источником знаний.
3. Профессиональное образование: гибкость, реальная практика и партнерство с индустриями
Будущее профобразования — это переход от передачи знаний к формированию компетенций, от теории к практике, от универсальности к гибкой специализации, востребованной рынком. Необходимость совместного проектирования образовательных программ образовательными учреждениями и индустриальными партнерами. Профессиональные колледжи нового типа, корпоративные школы и трансформирующиеся университеты должны формировать практико-ориентированные среды, которые позволяют накапливать опыт в безопасном пространстве проб и ошибок, развивать междисциплинарность и навыки, недоступные для автоматизации и ИИ.
4. Компетентностные карты специалиста: пространство формирования специалиста будущего
Технологии — не самоцель, а инструмент для раскрытия человеческого потенциала. Новый ландшафт образования требует переосмысления роли педагога, образовательной среды, целей и даже самого понимания, кто такой ученик.
Мы видим компетентностные карты как практический инструмент, который помогает формировать специалиста будущего через осознанное планирование развития навыков, знаний и умений, совместно образовательными и индустриальными партнерами. Образовательный путь в формате life-long learning будет происходить в гибкой и поддерживающей среде, позволяющей накапливать опыт, раскрывать потенциал каждого и совершенствоваться на протяжении всей жизни.
5. Образование будущего как наш общий вызов и ответственность
Подготовка к будущему — не абстрактная задача, а совместная ответственность общества, государства, бизнеса, образовательных и научных организаций.
Образование есть пространство созидания будущего через осознанные действия, компетентностные карты специалистов и практико-ориентированные форматы обучения, которые можно внедрять уже сегодня.
6. Ценности образования будущего: выход за традиционные рамки
Грамотность XXI века выходит за рамки традиционного образования. Среди базовых компетенций будущего мы определили способность ориентироваться в больших объемах информации, критическое мышление, навык самостоятельного анализа и рефлексии. Важнейшую роль будет играть пространство развития: среда синхронизации позиций и активного взаимодействия системы образования и индустриальных лидеров — представителей рынка труда. Образование должно воспитывать любопытство, ответственность, способность видеть возможности и проектировать свое будущее.
Завершая конференцию, директор школы «СКОЛКА» Дмитрий Фишбейн подвел важнейший итог конференции: «Нам пора признать: прежняя конструкция конкуренции и успеха провалилась. В 2050 году, скорее всего, более востребованными будут не успешные люди, а те, с кем хорошо и комфортно жить рядом».
Будущее — это не предсказание. Это пространство совместного действия.
Ждем всех на IV международной конференции #ВДЕЛЕ, которая состоится 23 октября 2026 года.