Конференция об образовании в современной экономике
В Москве состоялась первая конференция об образовании в современной экономике #ВДЕЛЕ. Одну из ключевых проблем современного образования обсудили эксперты панельной дискуссии – насколько востребовано практико-ориентированное образование сейчас, а также какие компетенции в современной экономике необходимо развивать и каких навыков пока не хватает нынешним школьникам и студентам.

Образование + практика: новые траектории развития

Конференция проходила на территории Кампуса СКОЛКОВО, организатором выступила Школа управления СКОЛКОВО.
В дискуссии приняли участие: модератор – руководитель Школы управления СКОЛКОВО Александр Ким, предприниматель, социальный инвестор, инициатор создания инновационного практико-ориентированного образовательного кластера на территории ИЦ «Сколково» Андрей Комаров, партнер-учредитель, председатель совета директоров UWC Dilijan College в Армении, президент сообщества Noôdome Вероника Зонабенд, генеральный директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковиц, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Наталья Киселева, директор Фонда гуманитарных проектов, оператор проекта «Билет в будущее» Иван Есин, а также в формате онлайн к дискуссии присоединилась профессор Юнь Ли Ин, директор электромеханического колледжа Харбинского профессионально-технического института.
Рынок профессионального образования: ключевые предпосылки и тенденции
Аналитические данные позволяют прийти к нескольким выводам о ситуации на рынке труда в России, отметил Александр Ким, открывая дискуссию.

Демографическая яма – среди всех возрастных групп самой малочисленной является группа так называемых «зумеров». Это означает, что рост конкуренции за них со стороны университетов и работодателей будет возрастать.
Ранний вход в профессию – согласно исследованию SuperJob, 44% опрошенных россиян осуществляют пробы профессиональной деятельности еще до своего совершеннолетия.
Ориентир на профессии, которые подвержены риску автоматизации, – одна из причин в том, что молодые люди недостаточно осведомлены о широком спектре возможностей трудоустройства.
Группа NEET (Not in Employment, Education or Training) – это когорта молодых людей, которые не работают и не учатся. Она не растет, но при этом и не уменьшается. Таким образом, можно зафиксировать проблему, и она, скорее всего, трудно преодолима.

При этом и опрос среди выпускников программ Школы СКОЛКОВО показал наличие запроса на изменения в системе образования на всех ступенях. Более всего они востребованы в общем и высшем образовании.

Запрос на практико-ориентированное образование
Предприниматель, социальный инвестор, инициатор создания инновационного практико-ориентированного образовательного кластера на территории ИЦ «Сколково» Андрей Комаров
Как отметил Андрей Комаров, последние десять лет наблюдается спрос именно на практико-ориентированное образование. По его словам, нет ничего удивительного, что молодые люди хотят как можно быстрее прийти в практическую деятельность, начать зарабатывать, примерить разные профессии и проверить разные возможности. В Комитете по среднему профессиональному образованию отмечают востребованность тех профессий, которые могут довольно быстро сделать молодого человека независимым.

Эту тенденцию подтвердила и Наталья Киселева. Она привела данные Министерства просвещения, согласно которым 60-65% выпускников девятых классов предпочитают идти в колледж. Однако в Москве ситуация иная: более 80% после окончания девятого класса остаются в школе, но не отрицают совмещение обучения с получением первой профессии. По словам Натальи Киселевой, есть много примеров, когда ученики десятых классов имеют свои индивидуальные предприятия, открытые по согласованию с родителями. Это production-студия, медиа, онлайн-школа для подготовки детей к олимпиадам и конкурсам.

Как отметила Наталья, раньше считалось, что в колледжи поступают, чтобы потом пойти в вузы. Однако статистика показывает, что только 8-10% выпускников колледжей поступает в вузы. Получается, что привычная траектория «школа – колледж – вуз» не всегда оказывается актуальной.
В образовательных учреждениях Москвы тренд на практико-ориентированность был поддержан в предпрофессиональных классах, совмещающих получение академических знаний в школе с одновременным практико-ориентированным обучением. Количество и спектр направлений таких классов растет. Ставка на практико-ориентированное обучение позволяет снизить процент ложного выбора, считает Наталья Киселева.

Профессиональные возможности в креативных индустриях

Есть мнение, что в креативных индустриях молодое поколение осуществляет выход в профессию еще раньше, чем в других сферах. По словам Бориса Машковица, это стало очевидно, когда «Союзмультфильм» два года назад открыл факультеты анимации, которые охватывают все ступени: колледж, бакалавриат, магистратуру. По количеству поданных заявок в первый год стал понятен масштаб интереса к этим профессиям со стороны школьников. Специалисты студии сами включились в процесс обучения. Ранее анимационные студии сами закрывали свои потребности в специалистах среднего звена, поскольку емкость отрасли была невелика.

Сейчас, за счет взаимодействия с другими творческими индустриями – компьютерными играми, моушн-дизайном, различными техническими визуализациями – сегмент постоянно растет. Поскольку система возобновления ресурсов перестала работать, отметил Борис Машковиц, «Союзмультфильм» акцентировал важность решения проблемы на федеральном уровне, чтобы профессия развивалась по всей стране. Сейчас регионам интересно удержать у себя молодых людей, дать им современные, востребованные рынком профессии – как раз эту возможность обеспечивают колледжи и факультеты анимации. Кроме того, и у студентов есть возможность сразу попробовать себя в профессии, что обеспечивает на выходе из колледжей или вузов достаточное количество молодых специалистов не только для «Союзмультфильма», но и для студий по всей стране.

Система эффективного взаимодействия

Очевидно, что назрел вопрос, какой новый тип взаимодействия могут предложить государственные структуры, бизнес, социальные инвесторы, образовательные организации в ответ на изменения в экономике и запрос общества. Как считает Андрей Комаров, важно, чтобы работодатель как можно раньше начинал взаимодействие со школой и другими учебными заведениями, чтобы участвовать в подготовке своих будущих кадров. И такой подход был реализован в системе СПО.
«Абсолютное взаимодействие должно быть с системой профессионального образования, там вообще ничего не должно делаться без работодателя. Это нашло отражение в проекте «Профессионалитет», – отметил Андрей Комаров.
Сейчас больше половины работодателей недовольны системой подготовки кадров из-за оторванности системы среднего профессионального образования от реальных нужд работодателя.
Рабочая и эффективная система, когда работодатель появляется еще в школе и выбирает будущих студентов для системы среднего профессионального образования, впоследствии направляет туда ученика и платит ему стипендию уже с первого шага нахождения этого молодого человека в системе СПО.
В свою очередь, Борис Машковиц также считает, что и с вузами должна работать аналогичная модель: пока вузы не будут готовы сотрудничать с работодателем, система не сдвинется. По его словам, «Союзмультфильм» уже начал подобное сотрудничество. Недавно для колледжей внедрили новый Федеральный государственный образовательный стандарт, студия готовила документ совместно с колледжем ВГИКа.

«В итоге мы пришли к прямым сотрудничествам в разных формах с разными вузами, вплоть до собственного факультета, который как раз практико-ориентирован. Это та самая стратегия – дать молодым людям возможность быстро войти в профессию с конкретными востребованными навыками. Мы получим результат где-то через год, через два», – подчеркнул Борис Машковиц.
Тему взаимодействия работодателя и учебных заведений прокомментировал и Иван Есин. Он отметил, что на данный момент флагманский профориентационный проект Министерства просвещения «Билет в будущее» реализуется во всех субъектах РФ. Это один из немногих проектов, который работает на широкий сегмент школьников – в его мероприятиях участвует более миллиона учащихся. По данным проекта, 20% школьников абсолютно четко понимают свой дальнейший карьерный трек. Но 50% абсолютно не понимают, чем они займутся в жизни в профессиональном плане. По мнению Ивана Есина, именно с ними стоит работать.
«Мы придерживаемся концепции, что профориентация может начинаться в силу психологических особенностей с 6-8 классов. Профориентация как созидательная деятельность направлена на формирование определенного карьерного выбора», – отметил Иван Есин.
Как отметил Иван, в связи с этим проект опирается на педагога как на наставника ребенка. Оставлять ребенка один на один с проблемой профориентации ни в коем случае нельзя. Те 20%, которые все для себя решили, мотивированы сами, определились, а остальные нуждаются в наставничестве. Сегодня проект включает сопровождение педагогом-навигатором и применение методов сертифицированных программ профессиональной диагностики. Система профессиональных проб применяется непосредственно на производствах или в колледжах, чтобы после того как школьник узнал о себе больше, он смог сначала понять, какая сфера ему подходит и интересна, а затем попробовать работать самостоятельно.
Образование в постиндустриальную эпоху

Очень важно вовлечение и включение в схемы взаимодействия социального предпринимательства. Как отметила Вероника Зонабенд, важно понимать, что образовательная индустрия во всем мире – огромная машина, очень консервативная, которая имеет очень большой запас инерции. Экономика развивалась и развивается совершенно по-другому, произошел скачок, мы живем в постиндустриальном обществе, а образование как работало, так и работает в традиционной модели. Представляется очень важным вернуться к изначальному вопросу: какова цель образования? Зачем оно нужно?
«Цель образования, о которой не всегда помнят, – это помочь найти каждому человеку свое призвание и понять, чем он хочет заниматься в жизни. Отсюда и фокус на раскрытие мотиваций», – подчеркнула Вероника Зонабенд.
Проблема еще и в серьезном расхождении между тем, чему учат в образовательных учреждениях о бизнесе, и тем, что действительно нужно людям в реальной жизни, отметила Вероника Зонабенд. Попытка соединения, приход бизнеса на ранних этапах образовательного процесса очень важен, продолжает тезис президент сообщества Noôdome, но здесь есть серьезное противоречие: горизонт планирования бизнес-экономики – 5, максимум 10 лет, а результат образования и самообразование – это игра вдолгую, 20-25 лет. Самое главное, что влияет на развитие людей, на развитие способностей – это детский сад, начальная школа. А во всем мире престиж, оплата и финансирование начальных учебных заведений и учителей, которые там задействованы, воспитателей в детском саду в разы меньше, чем в университетах. На это тоже очень важно обратить внимание: как бизнес придет не в вуз, не в университет, а в школу и, может быть, не в старшую школу, а еще раньше, чтобы помочь определиться молодым людям, чего они хотят, помочь найти себя в этом мире.

Вероника обратила внимание еще на одно противоречие: те, кто учится в школе, кто придут в реальную экономику через 10 лет, не знают, что не будет существовать половины профессий, которые есть сейчас. Перед Россией как государством стоит очень важная задача – быть конкурентоспособной, обеспечивать потребности экономики и общества самостоятельно в масштабах страны.

«Мы не знаем, какие будут условия и что будет с миром, когда сегодняшние 5-летние,10-летние дети придут в профессию. В какую профессию? Мы тоже не знаем. Что будет, кто будет нужен? Мы продолжаем жить в ситуации, когда технологии развиваются, и многие профессии уйдут из-за того, что это будут делать роботы», – отметила Вероника Зонабенд. Она подчеркнула, что в образовательном процессе обязательно нужно учитывать этот момент и, например, уже сейчас задумываться о роли технологий искусственного интеллекта.

«Очень важно смотреть вперед и всем вместе понять, как поставить общую задачу и вернуться к студентоцентричному диалогу», – подчеркнула Вероника Зонабенд. Тенденции развиваются таким образом, что главным активом в любой экономике будут творческие люди, а все рутинные процессы возьмут на себя машины. Поэтому нужно уже сейчас понять, какие навыки необходимо развивать. В этом контексте связка с бизнесом очень важна, приход бизнеса в образование – очень важный тренд.

Партнер-учредитель, председатель совета директоров UWC Dilijan College в Армении, президент сообщества Noôdome Вероника Зонабенд

Компетенции, востребованные в современной экономике

Интересным опытом создания пространства проб и выбора профессиональной деятельности поделилась профессор Юнь Ли Ин. По ее словам, в Харбинском институте был осуществлен переход от обычной системы преподавания с линейной передачей знаний к системе мастерских с наставником. Вместе с предприятиями формируются специально-ориентированные программы для подготовки кадров, которые в настоящий момент требуются отрасли. При этом знания и навыки студентов оцениваются по нескольким параметрам:
  • умение работать в команде
  • умение выражать собственное мнение
  • умение формировать собственную мотивацию
  • и активное обучение.

На таком практическом подходе учащиеся демонстрируют в первую очередь навык адаптации и умение овладевать знаниями через практики.
Как отметила профессор Юнь, преобразование модели обучения – дело не одного дня и требует соблюдения целого ряда условий. Необходимо решить следующие вопросы:
  • Какие профессиональные компетенции действительно нужны студентам, которых мы обучаем?
  • Имеют ли преподаватели опыт в практической деятельности в этой отрасли?
  • И, конечно, необходима эффективная мотивация.

Для решения вышеперечисленных проблем самым важным является сотрудничество образовательного учреждения и предприятия
Еще один пример площадки для практико-ориентированного обучения – это создание так называемого «умного колледжа», который был реализован на базе Харбинского профессионально-технического института в интеграции с несколькими предприятиями. Преподавателями колледжа была создана национальная интеллектуальная библиотека учебных материалов, облачная платформа, учебная мастерская VR, ориентированная на решение социально значимых задач самими учащимися.
В свою очередь, Андрей Комаров отметил, что при создании модели образования будущего все должно найти свое место, и ориентированность на практику ни в коем случае не войдет в противоречие с получением академических знаний. Однако чего принципиально не хватает молодым людям – это навыков командной работы, то, что в будущем должно укладываться в навыки проектного менеджера:
«Проектный навык распределения ролей, ответственность за командную работу и групповой результат. Вот это абсолютный навык будущего, который надо прививать». В той же степени важен навык сбора и анализа информации, этих знаний тоже не хватает, считает Андрей Комаров.
При этом в российском образовании уже есть примеры соединения практико-ориентированных навыков и академических знаний. Так, по словам Натальи Киселевой, в системе московского образования реализована попытка стандартизировать процесс предпрофессиональных классов, не ориентируясь на конкретные профессии. Инженерное дело будет востребовано в ближайшей перспективе и последующие 30 лет, и от того, что изменится название – инженер-технолог, инженер-конструктор и т.д., – инженерное дело в целом не изменится. Поэтому в инженерных классах дается широкая рамка и есть четкое понимание академических знаний: математика, физика, информатика. И вновь в этой связи возникает вопрос стыковки с бизнесом. Сейчас в Москве более 10 направлений предпрофессиональных классов на уровне 10-11 классов, и уже более пяти вертикалей на уровне 7-9 классов.

Постепенно образование приходит к тому, чтобы плавное погружение в профессию, в бизнес-пространство происходило уже в 7-м классе, первые профессиональные пробы, знакомство с предприятием в – 8-9 классах, чтобы понять, куда дальше – в колледж или в 10-й класс и в какой именно. Все эти треки становятся профессиональными стандартами, они состоят из четырех моделей. Часть, обязательная в школе, – с акцентом на проблемное и проектное обучение, с командной работой, с выстраиванием содержания образования проектных задач, потому что невозможно представить себе инженера без навыков работы в команде, выполнения непосредственно проектов инженерной направленности, отметила Наталья Киселева.
«Мы пришли к тому, что линейная конструкция «школа – вуз – бизнес» становится скорее треугольником, где бизнес выступает проводником между школой и вузами», – уверена Наталья Киселева.
Но в целом хотелось бы видеть совместные усилия – своего рода частно-государственное партнерство, отметила Вероника Зонабенд. Оно должно быть построено на доверии между родителями и образовательным учреждением, между учителями, образовательным сообществом, бизнесом и государством.
«Взаимоотношения, построенные на доверии друг к другу, позволят нам вместе сделать очень много хорошего и продвинуться вперед в будущее», – заключила Вероника Зонабенд.
Эксперты в ходе дискуссии затронули насущные проблемы профессионального обучения и подготовки, а также ситуацию на рынке труда и профессионального образования в целом. Первый период профессиональной продуктивности наступает все раньше, именно этим вызван повышенный спрос на практико-ориентированное образование. Для того чтобы молодые люди еще на школьной скамье осознавали, каким будет их профессиональный путь, необходимо искать способы преодоления барьеров между работодателем и подготовленными кадрами. В этом могут помочь как практико-ориентированные образовательные проекты в масштабах страны («Профессионалитет», «Билет в будущее»), так и социальное предпринимательство, а также смена линейной парадигмы обучения с тем, чтобы в процессе образования участвовал бизнес. Как показали примеры опыта внедрения системы практико-ориентированного образования, о которых говорили эксперты, бизнес, социальные инвесторы и образовательные организации готовы предложить государству новый тип такого взаимодействия.
#ВДЕЛЕ. Конференция об образовании в современной экономике


Конференция задумана как экспертная дискуссионная площадка, посвященная вопросам создания и развития новых образовательных практик
Предприниматель, социальный инвестор, инициатор создания инновационного практико-ориентированного образовательного кластера на территории ИЦ «Сколково» Андрей Комаров и руководитель Школы управления СКОЛКОВО Александр Ким
Предприниматель и социальный инвестор Андрей Комаров 12 лет назад первым внедрил модель практико-ориентированного обучения в российской системе СПО.
Конференция об образовании в современной экономике
Кампус Школы управления СКОЛКОВО
15 марта 2023