Адаптация образовательных программ и подготовка специалистов в соответствии с реалиями экономики на быстро меняющемся рынке труда требует эффективного взаимодействия между учебными заведениями и работодателями. Какие формы сотрудничества принесут наилучшие результаты и как обеспечить трансфер актуальных знаний и навыков в образовательную среду, обсудили ведущие представители сферы образования, государственной власти и реального сектора экономики в ходе главной панельной дискуссии конференции #ВДЕЛЕ.
Организаторами II ежегодной конференции об образовании в современной экономике #ВДЕЛЕ выступили Школа управления СКОЛКОВО и инновационная частная школа «СКОЛКА» совместно с Комитетом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профессиональной ориентации.
Современный контекст: экономика скоростей, развитие технологий, непрерывное обучение
Рынок труда постоянно меняется под влиянием мировых тенденций, экономических факторов и инноваций. На горизонте 10-15 лет его параметры будут во многом определять такие технологические тренды, как генеративный искусственный интеллект, GreenTech (экологические, или «зеленые» технологии), роботизация, метавселенные, дополненная и виртуальная реальность, автономный транспорт. Однако, уже сегодня трудовой сектор характеризуется значительными социально-демографическими изменениями. В его структуре появляются экономически активные люди пенсионного возраста, возникают новые профессии на стыке IT и других дисциплин, у соискателей появляются новые ожидания от работодателя: запрос на фриланс, удаленную занятость, ценностно близкую работу и постоянное развитие.
Перечисленные факторы формируют масштабный вызов для экономики всего мира: сокращение периода актуальности компетенций специалистов. В начале XX века полученные выпускником знания служили ему в течение всей профессиональной жизни, а сейчас большинство навыков, особенно технические, устаревают уже через четыре года. Это приводит к тому, что система образования не успевает за изменениями спроса на кадры, а значит, не готовит специалистов, которые необходимы современной экономике. Помочь образовательным институтам синхронизировать свои программы с запросами реального сектора призвана национальная модель компетентностей (скиллинга – от англ. skill, навык).
Перечисленные факторы формируют масштабный вызов для экономики всего мира: сокращение периода актуальности компетенций специалистов. В начале XX века полученные выпускником знания служили ему в течение всей профессиональной жизни, а сейчас большинство навыков, особенно технические, устаревают уже через четыре года. Это приводит к тому, что система образования не успевает за изменениями спроса на кадры, а значит, не готовит специалистов, которые необходимы современной экономике. Помочь образовательным институтам синхронизировать свои программы с запросами реального сектора призвана национальная модель компетентностей (скиллинга – от англ. skill, навык).
Международный опыт: национальная модель компетентностей как эффективная практика взаимодействия системы образования и рынка труда
Национальная модель компетентностей — это экосистема, участники которой совместно обеспечивают синхронизацию знаний, умений и навыков рабочей силы с запросом рынка труда. На практике это позволяет обучать студентов именно тому, что будет востребовано в экономике в ближайшие годы. Анализ международного опыта показал, что в таких экосистемах, как правило, присутствует «дирижер» — оператор, который организует взаимодействие всех участников. Результаты исследования об устройстве моделей компетентностей в разных странах представила Александра Энговатова, руководитель аналитического отдела комитета РСПП по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профессиональной ориентации. По ее словам, в Сингапуре и Великобритании роль «дирижера» берут на себя подведомственные министерству образования организации, которые работают в сотрудничестве с другими государственными институтами, образовательными учреждениями, отраслевыми индустриальными советами и реальным сектором экономики. В Индии функции оператора осуществляет отдельное министерство по развитию навыков и предпринимательства. Важными стейкхолдерами национальных моделей компетентностей, в целом, становятся министерства (как правило, промышленности и торговли, образования и человеческих ресурсов, экономического развития), отраслевые индустриальные ассоциации или советы, организации всех уровней образования, институты подготовки преподавателей для национальной системы образования, технологические провайдеры (для обеспечения динамической оценки потребности в тех или иных знаниях, умениях и навыках в рамках национальной экономики), сами работники.
Задача оператора национальной модели компетентностей — собирать и анализировать информацию от отраслей национальной экономики, формировать прогноз для рынка труда, как на национальном уровне, так и в различных региональных и отраслевых. С этой целью формируются открытые общедоступные дэшборды, то есть онлайн-инструменты, позволяющие в режиме реального времени оценить потребности национальной экономики в различных специалистах, с доступной информацией относительно отраслевой направленности дальнейшего трудоустройства, уровня оплаты труда, ведущих нанимателей, требуемых компетентностей. Таким образом, в прогнозе определяются не только востребованные профессии, но и конкретные навыки, которыми должны обладать специалисты. К примеру, в Сингапуре ключевыми рынками для развития экономики были определены: сектор ухода за пожилыми людьми (так как в регионе высокие темпы старения населения), индустрия 4.0 и цифровая экономика. В рамках этих областей были определены наиболее востребованные навыки и компетенции.
Подводя итоги исследования, Александра Энговатова отметила, что национальные модели компетентностей призваны решить три ключевые задачи: прогнозирование сценариев развития рынка труда на 1-3 года; трансляция результатов прогноза в национальную систему, где происходит прямое взаимодействие со всеми образовательными организациями – от системы раннего развития (уровень детского сада) до вузов и систем повышения квалификации и переквалификации взрослого населения; оценивание эффективности реализованных инициатив, выбор наиболее успешных, устойчивых практик для дальнейшей трансляции между уровнями образования. Ключевым результатом взаимодействия всех участников экосистемы становятся компетентностные карты специалистов: постоянно обновляемые перечни знаний, навыков и умений, необходимых в той или иной сфере деятельности в рамках национальной экономики. Такие карты становятся своего рода договором между индустриальными игроками реального сектора экономики и системой образования, помогают синхронизировать их видение компетентностей будущего работника.
Задача оператора национальной модели компетентностей — собирать и анализировать информацию от отраслей национальной экономики, формировать прогноз для рынка труда, как на национальном уровне, так и в различных региональных и отраслевых. С этой целью формируются открытые общедоступные дэшборды, то есть онлайн-инструменты, позволяющие в режиме реального времени оценить потребности национальной экономики в различных специалистах, с доступной информацией относительно отраслевой направленности дальнейшего трудоустройства, уровня оплаты труда, ведущих нанимателей, требуемых компетентностей. Таким образом, в прогнозе определяются не только востребованные профессии, но и конкретные навыки, которыми должны обладать специалисты. К примеру, в Сингапуре ключевыми рынками для развития экономики были определены: сектор ухода за пожилыми людьми (так как в регионе высокие темпы старения населения), индустрия 4.0 и цифровая экономика. В рамках этих областей были определены наиболее востребованные навыки и компетенции.
Подводя итоги исследования, Александра Энговатова отметила, что национальные модели компетентностей призваны решить три ключевые задачи: прогнозирование сценариев развития рынка труда на 1-3 года; трансляция результатов прогноза в национальную систему, где происходит прямое взаимодействие со всеми образовательными организациями – от системы раннего развития (уровень детского сада) до вузов и систем повышения квалификации и переквалификации взрослого населения; оценивание эффективности реализованных инициатив, выбор наиболее успешных, устойчивых практик для дальнейшей трансляции между уровнями образования. Ключевым результатом взаимодействия всех участников экосистемы становятся компетентностные карты специалистов: постоянно обновляемые перечни знаний, навыков и умений, необходимых в той или иной сфере деятельности в рамках национальной экономики. Такие карты становятся своего рода договором между индустриальными игроками реального сектора экономики и системой образования, помогают синхронизировать их видение компетентностей будущего работника.
Рынок труда в России: задачи и тенденции развития
Важнейшая задача для России сегодня — подготовка кадров, способных обеспечить ее экономический рост и процветание. Это отражено в национальных целях развития страны до 2030 года, которые среди прочего предполагают создание эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики, исходя из прогноза потребности в них. Выступая на весеннем съезде РСПП, заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова подчеркнула, что до 2030 года дополнительно в экономике потребуется порядка 2,6 млн рабочих мест по отношению к сегодняшнему дню.
Реализации намеченных задач сегодня препятствует дефицит кадров в промышленности, строительстве и медицине при параллельном перепроизводстве специалистов в других сферах, а также устаревшие образовательные программы и нежелание большинства работодателей системно вкладываться в подготовку кадров. «Чтобы выжить, стране нужно обеспечить темпы роста экономики в 3-3,5%. Текущая несостыковка системы профобразования с экономическим прогнозом лишает нас возможности получить необходимые темпы роста производительности труда и осуществить структурный маневр. Поэтому в России критически важно формировать новую систему профобразования, систему переподготовки и переобучения кадров в течение жизни», – резюмировал Дмитрий Белоусов, руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов, ЦМАКП.
Реализации намеченных задач сегодня препятствует дефицит кадров в промышленности, строительстве и медицине при параллельном перепроизводстве специалистов в других сферах, а также устаревшие образовательные программы и нежелание большинства работодателей системно вкладываться в подготовку кадров. «Чтобы выжить, стране нужно обеспечить темпы роста экономики в 3-3,5%. Текущая несостыковка системы профобразования с экономическим прогнозом лишает нас возможности получить необходимые темпы роста производительности труда и осуществить структурный маневр. Поэтому в России критически важно формировать новую систему профобразования, систему переподготовки и переобучения кадров в течение жизни», – резюмировал Дмитрий Белоусов, руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов, ЦМАКП.
«Профессионалитет»: ускоренная подготовка кадров для экономики
Одним из эффективных решений, направленных на уменьшение разрыва между требованиями современного рынка труда и системой подготовки специалистов, стал федеральный проект «Профессионалитет». Среди его ключевых задач – подготовка специалистов по востребованным профессиям с учетом запросов компаний реального сектора в сокращенные сроки. В рамках проекта создаются образовательно-производственные центры (кластеры) и образовательные кластеры среднего профессионального образования (СПО), которые представляют собой интеграцию колледжей и работодателей, действующих в различных отраслях экономики — от фармацевтики до туризма и информационных технологий. На сегодняшний день в рамках «Профессионалитета» организовано более 350 кластеров по разным направлениям подготовки в 79 регионах страны. В 2026 году их количество должно увеличиться до 861.
Востребованность и перспективность проекта подчеркнул в ходе дискуссии первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев: «Профессионалитет – это, прежде всего, ускоренная подготовка кадров для экономики, ча это сейчас очень важно. Нам нужно четко понимать, какие кадры мы готовим для конкретных отраслей, драйверов экономического роста. И растущая популярность учреждений среднего профессионального образования дает нам такие возможности. Более 60% выпускников девятых классов и значительная часть выпускников одиннадцатых классов сегодня выбирают колледж для продолжения своей образовательной траектории. В прошлом (2023) учебном году 1,2 миллиона человек поступили в колледжи по всей стране».
Востребованность и перспективность проекта подчеркнул в ходе дискуссии первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев: «Профессионалитет – это, прежде всего, ускоренная подготовка кадров для экономики, ча это сейчас очень важно. Нам нужно четко понимать, какие кадры мы готовим для конкретных отраслей, драйверов экономического роста. И растущая популярность учреждений среднего профессионального образования дает нам такие возможности. Более 60% выпускников девятых классов и значительная часть выпускников одиннадцатых классов сегодня выбирают колледж для продолжения своей образовательной траектории. В прошлом (2023) учебном году 1,2 миллиона человек поступили в колледжи по всей стране».
Как отметил предприниматель, социальный инвестор, инициатор создания инновационного практико-ориентированного образовательного кластера на территории ИЦ «Сколково» Андрей Комаров, проект «Профессионалитет» стал успешным пилотом для всей российской системы образования. Он показал возможность институализировать в стране практики прямого взаимодействия реального сектора экономики и системы подготовки кадров. Впервые на современном этапе развития российского образования было на практике доказано, что существуют механизмы, которые обеспечивают эффективное и, устойчивое взаимодействие работодателей и институтов образования с целью формирования модели востребованного профессионала. В основе этого механизма – компетентностная карта будущего специалиста, то есть знания, умения и навыки, которые у него необходимо сформировать. Ровно эта же идеология лежит в основе национальных моделей компетентностей (скиллинга). Правда, во многих странах она имеет иной масштаб и охватывает всю систему образования ,– от детского сада до программ повышения квалификации.
Участники главной панели конференции обсудили возможности масштабирования идеологии «Профессионалитета» на все ступени образования, что будет способствовать формированию экосистемы национального скиллинга. Комитет РСПП по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профессиональной ориентации выразил готовность поддерживать развитие в России национальной модели компетентностей, анализировать лучший международный опыт, искать пути его адаптации, институционализации в России, выступать точкой сборки лучших, в том числе, именно отечественных практик.
Участники главной панели конференции обсудили возможности масштабирования идеологии «Профессионалитета» на все ступени образования, что будет способствовать формированию экосистемы национального скиллинга. Комитет РСПП по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профессиональной ориентации выразил готовность поддерживать развитие в России национальной модели компетентностей, анализировать лучший международный опыт, искать пути его адаптации, институционализации в России, выступать точкой сборки лучших, в том числе, именно отечественных практик.
Кадровый дефицит в реальном секторе: проблемы и решения
Представители промышленных корпораций, испытывающих острый кадровый дефицит, отметили, что благодаря участию в проекте «Профессионалитет» получили возможность адаптировать учебные планы под свои потребности, делиться опытом и знаниями с молодыми людьми и привлекать на производства профессиональных профильных специалистов, отвечающих актуальным запросам индустрии. Студенты СПО при этом получают возможность оттачивать практические навыки в специализированных лабораториях и мастерских, оснащенных современным оборудованием, а также гарантированно трудоустраиваться уже во время учебы.
Комментируя ситуацию в агрохимической отрасли, председатель Совета директоров АО МХК «ЕвроХим» Игорь Нечаев рассказал, что выпускники колледжей на 70-80% закрывают потребность производственных предприятий «ЕвроХима» в квалифицированных кадрах на ближайшие 5 лет. Учебные кластеры «ЕвроХима» по программе «Профессионалитет» сегодня работают уже в пяти городах России. По его словам, наступил период расцвета или «ренессанса» среднего профессионального образования.
Дмитрий Шишкин, директор Административного департамента Госкорпорации «Роскосмос», разделил позицию коллег относительно пользы и своевременности «Профессионалитета» для сближения индустрии и образования. Он подчеркнул, что хорошего специалиста невозможно подготовить исключительно в системе образования, без вовлечения работодателя в процесс его обучения. Это особенно характерно для такой сложной и высокопередельной сферы, как космическая отрасль. «Роскосмос» сегодня сотрудничает с колледжами в Калининграде, Самаре и Усть-Катаве, где готовятся сильныхе специалистовы в соответствии с запросом бизнеса. В компании уделяется большое внимание развитию внутренней системы наставничества, когда опытные сотрудники отрасли участвуют в профориентации студентов и буквально на кончиках пальцев передают им ценности инженерных школ.
Дмитрий Шишкин также отзаметил, что для эффективного сопряжения требований бизнеса и системы образования «Роскосмос» ведет активную работу по линии вузов: «Мы возродили и развиваем консорциум «Роскосмоса» с вузами. Это три блока работы, которые включают проекты «Приоритет» и «Передовые инженерные школы», совместные научные исследования, формирование требований к будущим специалистам, и собственно, программу их подготовки. Сейчас появляется еще одно интересное международное направление — это экспорт нашего инженерного образования для реализации совместных проектов космонавтики».
Участвовавший в дискуссии основатель «Московского центра урбанистики» при экономическом факультете МГУ им. Ломоносова Сергей Капков подчеркнул важность реформирования системы СПО в целом, чтобы из колледжей выпускались специалисты в разных сферах деятельности, соответствующие актуальному рынку профессий и вовлеченные в экономику городов, в новую промышленную политику и в новую экономику страны.
Комментируя ситуацию в агрохимической отрасли, председатель Совета директоров АО МХК «ЕвроХим» Игорь Нечаев рассказал, что выпускники колледжей на 70-80% закрывают потребность производственных предприятий «ЕвроХима» в квалифицированных кадрах на ближайшие 5 лет. Учебные кластеры «ЕвроХима» по программе «Профессионалитет» сегодня работают уже в пяти городах России. По его словам, наступил период расцвета или «ренессанса» среднего профессионального образования.
Дмитрий Шишкин, директор Административного департамента Госкорпорации «Роскосмос», разделил позицию коллег относительно пользы и своевременности «Профессионалитета» для сближения индустрии и образования. Он подчеркнул, что хорошего специалиста невозможно подготовить исключительно в системе образования, без вовлечения работодателя в процесс его обучения. Это особенно характерно для такой сложной и высокопередельной сферы, как космическая отрасль. «Роскосмос» сегодня сотрудничает с колледжами в Калининграде, Самаре и Усть-Катаве, где готовятся сильныхе специалистовы в соответствии с запросом бизнеса. В компании уделяется большое внимание развитию внутренней системы наставничества, когда опытные сотрудники отрасли участвуют в профориентации студентов и буквально на кончиках пальцев передают им ценности инженерных школ.
Дмитрий Шишкин также отзаметил, что для эффективного сопряжения требований бизнеса и системы образования «Роскосмос» ведет активную работу по линии вузов: «Мы возродили и развиваем консорциум «Роскосмоса» с вузами. Это три блока работы, которые включают проекты «Приоритет» и «Передовые инженерные школы», совместные научные исследования, формирование требований к будущим специалистам, и собственно, программу их подготовки. Сейчас появляется еще одно интересное международное направление — это экспорт нашего инженерного образования для реализации совместных проектов космонавтики».
Участвовавший в дискуссии основатель «Московского центра урбанистики» при экономическом факультете МГУ им. Ломоносова Сергей Капков подчеркнул важность реформирования системы СПО в целом, чтобы из колледжей выпускались специалисты в разных сферах деятельности, соответствующие актуальному рынку профессий и вовлеченные в экономику городов, в новую промышленную политику и в новую экономику страны.
Перспективы создания национальной модели компетентностей в России
Разработка актуальных обновляемых компетентностных карт специалистов — это перспективный подход, по мнению первого проректора университета ИТМО и директора по образованию «Яндекса» Дарьи Козловой. Она поделилась успешным опытом создания новой компетентностной модели специалистов по искусственному интеллекту, запрос на подготовку которых назрел в «Яндексе». В проекте участвовали ведущие университеты, профильные министерства, бигтех-компании и Альянс по искусственному интеллекту.
Для широкого распространения такой практики в высшем образовании, заметила Дарья, нужны новые модели сотрудничества вузов и работодателей. Необходимо совместно планировать образовательные программы, при этом компании из реального сектора должны активно включаться в этот процесс, сделать этоэто должно стать частью их корпоративной культуры. При этом важно сохранить и фундаментальную составляющую образования, и свободу выбора студентом своей образовательной траектории во время обучения.
По мнению ректора Московского городского педагогического университета Игоря Реморенко, отсутствие общей системы координат – ключевая проблема, которая мешает созданию национальной модели компетентностей в России. Необходима также понятная студентам и их родителям аналитика по содержанию образовательных программ: какие навыки и знания они дают и что из этого обеспечивает успех в дальнейшей карьере.
Необходимость тесного взаимодействия и формирования единого понятийного пространства между реальным сектором и системой образования подтвердила и директор по научным исследованиям, изучению питания и развитию направления заквасочных культур компании Health&Nutrition (ex-Danone) Олеся Волох. Сегодня эта задача особенно остро стоит перед пищевой промышленностью, где ввиду сложившихся экономических условий необходима совместная работа образования и индустрии над освоением новых биотехнологий, чтобы достойно конкурировать с международными компаниями. Эксперт также подчеркнула важность работы бизнеса над брендом работодателя, который помогает формировать у студентов представление о престижности профессий отрасли и привлекать в компании талантливых выпускников колледжей и вузов.
Подводя итоги главной панели конференции, модератор дискуссии – директор департамента корпоративного обучения Школы управления СКОЛКОВО Денис Конанчук – отметил, что эффективное взаимодействие между индустрией и системой образования необходимо для стимулирования экономического роста страны и устранения проблем на рынке труда, среди которых безработица и дефицит квалифицированных кадров.
Участники пленарной дискуссии подтвердили востребованность перехода от профессий и групп специальностей как единиц измерения рынка труда к компетенциям. Такое решение будет способствовать быстрой адаптации рабочей силы к новым технологиям и меняющимся экономическим условиям.
В процессе дискуссии участникам конференции предложили подумать, кто мог бы взять на себя роль «дирижера» во взаимодействии рынка труда и системы образования, и провели онлайн-голосование. На вопрос «Кто должен осуществлять трансфер знаний, умений и навыков в систему образования?» большинство присутствующих ответило «Отдельно созданный оператор».
Для широкого распространения такой практики в высшем образовании, заметила Дарья, нужны новые модели сотрудничества вузов и работодателей. Необходимо совместно планировать образовательные программы, при этом компании из реального сектора должны активно включаться в этот процесс, сделать этоэто должно стать частью их корпоративной культуры. При этом важно сохранить и фундаментальную составляющую образования, и свободу выбора студентом своей образовательной траектории во время обучения.
По мнению ректора Московского городского педагогического университета Игоря Реморенко, отсутствие общей системы координат – ключевая проблема, которая мешает созданию национальной модели компетентностей в России. Необходима также понятная студентам и их родителям аналитика по содержанию образовательных программ: какие навыки и знания они дают и что из этого обеспечивает успех в дальнейшей карьере.
Необходимость тесного взаимодействия и формирования единого понятийного пространства между реальным сектором и системой образования подтвердила и директор по научным исследованиям, изучению питания и развитию направления заквасочных культур компании Health&Nutrition (ex-Danone) Олеся Волох. Сегодня эта задача особенно остро стоит перед пищевой промышленностью, где ввиду сложившихся экономических условий необходима совместная работа образования и индустрии над освоением новых биотехнологий, чтобы достойно конкурировать с международными компаниями. Эксперт также подчеркнула важность работы бизнеса над брендом работодателя, который помогает формировать у студентов представление о престижности профессий отрасли и привлекать в компании талантливых выпускников колледжей и вузов.
Подводя итоги главной панели конференции, модератор дискуссии – директор департамента корпоративного обучения Школы управления СКОЛКОВО Денис Конанчук – отметил, что эффективное взаимодействие между индустрией и системой образования необходимо для стимулирования экономического роста страны и устранения проблем на рынке труда, среди которых безработица и дефицит квалифицированных кадров.
Участники пленарной дискуссии подтвердили востребованность перехода от профессий и групп специальностей как единиц измерения рынка труда к компетенциям. Такое решение будет способствовать быстрой адаптации рабочей силы к новым технологиям и меняющимся экономическим условиям.
В процессе дискуссии участникам конференции предложили подумать, кто мог бы взять на себя роль «дирижера» во взаимодействии рынка труда и системы образования, и провели онлайн-голосование. На вопрос «Кто должен осуществлять трансфер знаний, умений и навыков в систему образования?» большинство присутствующих ответило «Отдельно созданный оператор».