Более 300 экспертов из разных индустрий стали участниками III международной конференции об образовании в современной экономике #ВДЕЛЕ
На кампусе инновационной школы «СКОЛКА» прошла III международная конференция об образовании в современной экономике #ВДЕЛЕ, которая стала одним из ярких событий в индустрии образования. В этом году участники обсуждали практики работы с будущим и делились своим видением образования 2050 года. Мероприятие, организованное инновационной школой «СКОЛКА» совместно с Комитетом Российского союза промышленников и предпринимателей по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профориентации в партнерстве с Социальной платформой «ЛУЧ» и Высшей школой экономики, объединило экспертов в области науки, бизнеса, образования и государственного сектора.
Конференция открылась паблик-током «Как говорить с детьми о будущем?» с участием предпринимателя, социального инвестора, основателя школы «СКОЛКА» Андрея Комарова и доктора физико-математических наук, ординарного и заслуженного профессора НИУ ВШЭ Сергея Филоновича. Сергей Ростиславович отметил, что задача взрослых – довести до сознания детей и подростков как можно раньше идею о том, что за свое будущее они несут ответственность сами. По мнению Андрея Ильича важно сформировать у детей навык проектирования своего будущего, и взрослые могут в этом помочь, предоставляя возможность знакомиться с индустриями, ориентированными на будущее, объясняя, с какими вызовами они сталкиваются. Чем раньше молодой человек узнает, чего он хочет, тем больше времени он себе сэкономит.
В пленарной дискуссии «Будущее как новая грамотность» приняли участие Сергей Кравцов, Министр просвещения РФ; Андрей Комаров, предприниматель, социальный инвестор, основатель школы «СКОЛКА»; Ирина Швец, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы; Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы; Михаил Карисалов, председатель правления, генеральный директор ООО «Сибур»; Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ; Сергей Филонович, доктор физико-математических наук, ординарный и заслуженный профессор НИУ ВШЭ; Андрей Силинг, исполнительный директор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы»; Илья Иванинский, директор центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета.
Ярослав Кузьминов выступил с импульс-докладом, в рамках которого представил компетенции и навыки, обеспечивающие фронтиры грамотности, и поделился данными опроса среди студентов десяти топовых российских вузов. Его результаты показали, что подавляющее большинство студентов – 82% – перепроверяют тексты, сгенерированные нейросетями, а около трети студентов редактируют более 50% текста, созданного искусственным интеллектом (ИИ).
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов подчеркнул значимость развития системы образования с точки зрения взаимодействия с отраслями экономики, упора на обучение практическим навыкам. Андрей Комаров поделился опытом внедрения практико-ориентированного модели обучения в школе «СКОЛКА»: «Молодым людям уже в школе важно увидеть образы своего будущего. И мы в школе «СКОЛКА» пытаемся показать путь к этому будущему: как мы его видим. Мы привлекли наших индустриальных партнеров и просим их говорить с нашими детьми о стратегиях, показывать, что они прогнозируют, какие механизмы и инструменты используют в определении будущего. Мы считаем, что такой метод поможет молодому человеку понять его перспективы, что ему подходит, в чем он может быть успешен».
71% гостей конференции в ответ на вопрос, можно ли сформировать будущее как новую грамотность, ответили положительно. Спикеры дискуссии пришли к выводу, что основа новой грамотности - это непрерывное обучение с применением новых знаний на практике, а среди ключевых компетенций будущего назвали умение ориентироваться в информационных массивах, анализировать и критически мыслить. Использование искусственного интеллекта (ИИ) при этом понимается как вспомогательный, а не замещающий инструмент.
Практической частью конференции стали лаборатории проектирования «Образование 2050», где представители образовательных и научно-исследовательских учреждений, бизнес-сообщества под кураторством модераторов создавали образы трех ступеней образования на горизонте середины XXI века: раннего развития, общего и профессионального образования.
Завершая конференцию, директор школы «СКОЛКА» Дмитрий Фишбейн поблагодарил всех собравшихся за активное участие, подчеркнул актуальность дискуссии о будущем и анонсировал IV конференцию #ВДЕЛЕ, которая состоится 23 октября 2026 года.