Конференция об образовании в современной экономике
На конференции #ВДЕЛЕ, организованной Школой управления СКОЛКОВО, спикеры обсудили роли педагога с учетом актуальных вызовов и трендов в образовательной сфере, компетенции преподавателя и необходимость привлечения практикующих специалистов в учебные заведения.
Новые результативные педагогические практики. Смена ролей и позиций в педагогическом процессе
Портрет педагогического работника

Аналитические данные позволяют составить следующий портрет педагога, отметил модератор дискуссии Даниил Добрынченко, открывая дискуссию. Сегодня среднестатистический педагогический работник — это женщина 46 лет. Под это описание подходит 85% всех педагогов. Практически столько же — 84% преподавателей — имеют профильное образование. При этом 30% видят преподавание делом жизни и не рассматривают работу как проект или временную карьерную ступень.

Если говорить про рынок педагогических вакансий, он постоянно расширяется за счет EdTech. Появляются проджект- и комьюнити-менеджеры, методисты, методологи и LX-дизайнеры. Есть продакт-менеджеры, которые отвечают за отдельный образовательный продукт.

С учетом этих данных на панельной дискуссии «Новые результативные педагогические практики. Смена ролей и позиций в педагогическом процессе» спикеры обсудили три основных вопроса: какие новые функции возникают в образовательных процессах, каких компетенций не хватает педагогам и как привлекать в образовательные организации практикующих специалистов.

Функции и позиции педагогов

Функции педагогов в современных образовательных организациях в основном не ориентированы на развитие практических навыков у учеников и на подготовку школьников к построению дальнейшей карьеры. Эльвира Давлетярова, директор Аграрно-Технологического института РУДН, выделяет три функции педагога. Первая — практика и профессиональное ориентирование учащегося внутри образовательных программ, подача актуальных знаний и составление карьерного трека. Вторая — проектная деятельность, которая способствует развитию исследований и приобщению к научной сфере. Третья функция — дополнительная квалификация. Она подразумевает получение знаний, направленных на развитие учащегося вне рамок дальнейшей профессии.

Для реализации этих функций должна быть организована поддерживающая система, выражающаяся как в управленческих практиках, так и в ценностных ориентирах. Дмитрий Фишбейн, директор образовательного проекта “Сколка”, отмечает, три важных составляющих построения такой системы: «Во-первых, это фокус на ученике и получении знаний. Во-вторых, разнообразие функциональных ролей профессорско-преподавательского состава. В-третьих, культурно-ценностная установка на разнообразие, уход от авторитетности, построение индивидуального трека».

При реализации перечисленных изменений важно не забыть о ключевой фигуре в функционализации — руководителе образовательной программы. Профессор и директор программ бакалавриата Школы управления СКОЛКОВО Андрей Щербенок отмечает, что руководитель работает с носителями знаний — педагогами — и пытается сделать из них функциональные единицы. Без руководителя, который будет непрерывно развиваться в соответствии с вызовами времени, образовательный процесс будет плохо организован.

Реализация новых педагогических ролей

Для реализации новых педагогических ролей необходимо также помнить о наборе определенных компетенций. Наиболее важные — это гибкость и индивидуальный трек: «Ученики должны уметь принимать самостоятельные решения, ориентироваться на рынке труда и образования, планировать свое будущее. Программы, которые реализуют образовательные организации, часто ограничивают мышление, и ребята теряют умение распоряжаться своими навыками и компетенциями в реальной жизни. Тут может помочь расщепление на небольшие составляющие таких длинных систем, как бакалавриат и магистратура. В таком случае ответственность за получение дальнейшей профессии сместится с образовательной организации на самого обучающегося», — отмечает Елена Клековкина, директор Центра развития лидерства Школы управления СКОЛКОВО и программы «Карьерный навигатор».
Также важно готовить студентов не только к дальнейшей профессии, но и к неопределенному будущему. Выпускники должны понимать, что все может пойти не по плану, и это — отдельная компетенция преподавателей.

Привлечение практикующих специалистов

Чтобы ученики могли получить профессиональные навыки и больше о узнать о профессии, педагогам важно привлекать практикующих специалистов. Эльвира Давлетярова выделяет три способа сотрудничества с практиками. Первый — амбиции самих практикующих специалистов. Владельцы и руководители многих компаний часто сами хотят поделиться своим опытом, и образовательные организации должны давать им возможность рассказать о вызовах индустрии, решении конкретных проблем и кейсов.

Второй способ — знакомство с деятельностью компании. Руководители могут прийти в школу и рассказать, как функционирует их организация, что делает конкретный сотрудник. Если у учащегося появится интерес, после получения образования он сначала обратит внимание на компанию, с которой знаком уже много лет, и начнет там свою карьеру.
Третий способ — участие в совместных проектах. Многие организации хотят продвигать свою компанию и ее продукты, и ученики могут выступать целевой аудиторией.

Ева Свиридова, куратор Школы креативных индустрий Калининградской области, тоже отмечает необходимость проектного сотрудничества: «Одна из возможностей привлечения практиков — их участие на защите различных промежуточных проектов. Например, сотрудники компаний, которые выступают нашими потенциальными работодателями, приезжают на защиты, оценивают результаты и предлагают ученикам пройти стажировку. Такой подход помогает выпускникам школ сразу получить практический опыт».
Наконец, если отойти от прикладных инструментов привлечения практикующих специалистов, стоит задуматься и о развитии благоприятной среды для сотрудничества практиков и педагогов. Дмитрий Фишбейн отмечает необходимость развития конкурентоспособности школ: «Партнеры могут приходить в образовательные организации и проводить хакатоны, кейс-чемпионаты, а затем организовывать стажировки, однако они не могут посетить все школы. Практикующие специалисты выбирают учебные заведения по ряду критериев, и школы должны повышать свою конкурентоспособность, чтобы заинтересовать экспертов».


Тренды и вызовы, которые предъявляет современная экономика к сфере образования, делают очевидной необходимость масштабных изменений. В свою очередь для их реализации нужна эффективная работающая система управленческих практик и ориентиров, в центре которой находится ученик.

 Должна произойти переоценка функций и компетенций педагога: смещение акцента в сторону практической подготовки учащихся, того, что поможет им в дальнейшем строить карьеру. Не менее важно готовить студентов к развитию за рамками профессии и учить распоряжаться своими знаниями и сильными качествами в жизни. Важная задача современных образовательных институтов — развивать гибкость мышления учеников и готовить их к жизни в условиях постоянно меняющейся среды.

Конференция задумана как экспертная дискуссионная площадка, посвященная вопросам создания и развития новых образовательных практик
Тренды и вызовы, которые предъявляет современная экономика к сфере образования, делают очевидной необходимость масштабных изменений.
Конференция об образовании в современной экономике
Кампус Школы управления СКОЛКОВО
15 марта 2023